Тайна русских частушек
Всем нам с самого детства известны частушки-припевки. Пение частушек – это часть старинного «ярмарочного обряда». Существовали специальные «проходные» частушки, с которыми ходили по деревне. Причем процессия строилась по особому. Центральной фигурой был музыкант, по бокам от него самые голосистые девушки, которые не только пели, а еще и «обхаживали» музыканта: зимой расчищали от снега дорожку, летом отгоняли мошкару.
Шли рядами по несколько человек, в первом и втором ряду певуны, а далее те, кто особыми вокальными данными не отличался. Ну а перед процессией шли заводилы-плясуны. Шла колонна степенно и на любой случай, что мог приключиться в дороге, на любую мысль была готова своя частушка. Вот бабуля окошко открыла, смотрит, кто ж идет… Певуны мимо просто так не пройдут, обязательно остановятся да частушку сложат:
«И птички поют,
И синички поют,
Это что же за хозяева,
Ничего не подают»
И в ответ им пропоют, подадут чего вкусного, а то и какой разудалый хозяин выйдет кадриль с заводилами отпляшет. Так до конца деревни с прибауточками процессия и дойдет. На каждом перекрестке девушки обязательно хороводы водят, а парни на мосточке и кадриль станцуют. Причем ходить в таких процессиях дозволялось только холостым, семейные люди ходили своими «кланами».
А вот навстречу уже и другая процессия идет, со своими задирами-плясунами. Кто кого перепоет перетанцует. И вот уже музыкант дает «разминочку под драку», а народ сбегается смотреть. Драка – это не просто потасовка, а неотъемлемая часть ярмарочного обряда.
Вот она и заиграла:
Двадцать пять на двадцать пять!
Начинай, ребята, драться —
Наша вынесет опять!
Кому холодно в тужурочке
Тулупчик надевай.
Кому хочется подраться,
Тот наскакивай давай!
Все это действо было своеобразной психотерапией, бабы накричатся, придут домой довольные, им уже и не до склок. А для мужиков драка – причем музыка под драку особая, девушкам и беременным ее слушать не дозволялась, т.к. музыка была разрушающей, помогающей выплескивать ярость и агрессию в таких обрядовых «боях». И то, что иностранцами и «просвещенному» люду казалось варварством, на самом деле было очень выверенным, продуманным способом снятия стресса и напряжения.
Кроме проходных, достаточно лиричных частушек, были и плясовые, которые исполнялись в основном под духовые инструменты, рожки, калюки. Плясовые частушки часто исполнялись на свадьбах.
Гармонист, гармонист,
Давай с тобой ссориться,
Ты - играть, а я - плясать:
Кто скорей уморится!
Мне не надо пуд гороха,
А одну горошину.
Мне не надо много девок,
А одну хорошую.
В одной из волостей существовал особый свадебный обряд, символизировавший смешение крови двух родов. Вот как описала этот обряд фольклорист, руководитель ансамбля «Белозерье» Галина Владимировна Емельянова.
Поют-поют бабы. И вот кричат: «Дяды, выходите». Выходят «дяды», начинают ухать-гудеть на калюках, а бабы как огонь пляшут. Тут выходит одна с горшком горящих углей, жах об землю. И давай они плясать по углям. Да, и не загораются, они сами как огонь, такой жар от них!
Вот тебе и частушки! Жаль, очень многое, имевшее у наших предков глубочайший смысл, долгое время подавалось, как дикость и пошлость. Но пока у нас еще есть возможность понять и оценить красоту и многогранность собственной культуры. Ведь кем мы станем, если забудем собственные традиции и уклад.
Смотрите подборку частушек на нашем сайте, а также частушки под драку.
Расскажите об этой странице друзьям!
Другие новости и статьи
Палиндромы — фразы, которые можно прочитать с двух сторон!
Об источниках по русскому языку. Скитские письма Сергея Алексеева.
27 по 29 марта – семинар "Словообразование" с Сергеем Алексеевым
Современные скороговороки для развития дикции и поднятия настроения.
Новая книга на сайте: Мысли объ исторіи русскаго языка. Срезневский И.И. (1887)